СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ПИКТОРИАЛИЗМА.

Когда мы говорим о пикториалистической фотографии, мы подразумеваем фотографическое изображение, напоминающее живописное полотно.

Отсутствие четких форм и линий, не совсем естественная цветопередача (если фото цветное), быстрые и широкие «мазки», свойственные экспрессионизму, короче, отсутствие всех тех свойств фотографии, которыми она и заслужила свою популярность. Четкость, документальность, оперативность – это все уходит на второй план.

Может это остаточная зависть к людям, которые умеют видеть кистью и красками, а не просветленными линзами оптического инструмента? Ведь в процессе написания живописного полотна видение художника может несколько раз поменяться, в результате изменится и живописное полотно. «Светописное полотно» неизменно.

Александр Гринберг

Остановись мгновение, ты прекрасно! Как часто мы слышим эти слова, и как часто фотограф, глядя на неудавшуюся фотографию, с тоской думает, что второй попытки у него не будет. Живописное полотно – уникально априори. Фотографическое - нет.

Даже когда фотография появлялась в темной комнате, прорываясь из глубин фотоэмульсии, она была уникальна. С одного и того же негатива разные мастера фотопечати получали разные отпечатки. Потому так и ценятся на аукционах авторские работы фотохудожников прошлого.

Цифровая фотография обезличила процесс фотопечати, отдав его на откуп цифровым гаджетам. «Цветовые профили», «микрозатворы лазерной печати», «микродюзы струйных принтеров» заменили колдовские пассы мастера в потоке экспонирующего света. У фотографов отобрали еще один творческий инструмент – ручную фотопечать. Творить теперь можно перед монитором, не запираясь в душную ванную. И не будут больше руки пахнуть кислым и необычным, но столь приятным каждому старому фотографу запахом гипосульфита… Затратная часть фотоизображения снизилась до минимума - пица, пиво и компьютер… А осталось ли в этом наборе место для души? И станут ли эти изображения на мониторе когда-нибудь фотографиями? Пусть напечатанными на плохоньком офисном принтере, но все-таки бумажными фотографиями, а не бездушными мегапикселями…

Великий мастер литовской фотографии Антанас Суткус как-то сказал, что он против автоматики в фотоаппарате, потому, что это снимает с фотографа ответственность. Он перестает думать, как ему получить хорошее фото, а нет ничего хуже, чем бездумное клацание.

Но даже в те времена, когда фотограф таскал за собой огромную деревянную камеру на треноге и килограммов с десять стеклянных негативов, его обвиняли в бездушном копировании действительности.

Самое интересное в том, что всплеск интереса к фотографическому искусству в конце 19 века совпал с развитием такого нового и очень прогрессивного стиля живописи, как импрессионизм. Художники стали использовать абсолютно новые для того времени приемы живописи, которые позволяли отразить на холсте не столько сам объект, сколько личные впечатления об этом объекте во всей его подвижности и изменчивости. Были отброшены академические салонные сюжеты на темы мифологии и библейских сюжетов. Новое демократичное искусство изображало обычную будничную жизнь, природу, маленькие бытовые праздники. Художники покинули мастерские и вышли на пленэр. Время создания картин значительно сократилось . У художественной фотографии появился очень серьёзный конкурент.


Первая знаковая выставка художников нового направления состоялась весной 1878 г. в мастерской известного французского фотографа Надара. Выставлялось 165 полотен 30-ти художников. Говорят, что под влиянием работы Моне «Впечатление. Восходящее солнце» и появился термин импрессионизм. Некоего журналиста Луи Леруа очень возмутила эта картина и в своей статье он раскритиковал экспозицию и пренебрежительно обозвал художников «впечатлителями» (импрессионистами). Но название прижилось…

Моне. Впечатление. Восходящее солнце.
 В эти времена всеобщего творческого подъёма искусство фотографии не могло остаться в стороне. Фотографы не отставали от художников. Идеи запечатлеть на негативе мимолетное настроение, умудриться передать на фотографии ощущения мастера и привели к появлению нового фотостиля. Фотографы начинают активно использовать объективы с неисправленными оптическими аберрациями (монокль) или несимметричные конструкции объективов – перископы. Применяют также специальные фильтры и насадки, используют специальные «пикториальные» виды фотобумаги с рифленой поверхностью.

Франтишек Дртикол 1912.
Вообще считают, что понятие пикториальной фотографии было введено английским фотографом и художником Генри Пич Робинсоном (Henry-Peach-Robinson,1830-1901). В своих книгах - «Художественное творчество в фотографии»(Picture-Making in Photography), «Художественный эффект в фотографии»(Pictorial Effect in Photography), «Искусство фотографии в кратком изложении»(Art Photography in Short Chapters), «Письма о пейзажной фотографии»(Letters Landscape Photography) - он посвящает читателей в искусство пикториализма.

Идеи пикториальной фотографии быстро завоевали симпатии фотографов по всему миру.

Однако, до признания фотографии искусством было ещё далеко. То, чего не удалось осуществить английским и французским мастерам пикториализма, осуществили американские мастера светописи. В 1902г. американский фотограф Альфред Стиглиц начинает издавать фото журнал Camera Work, где публикует работы своего «клуба» Photo-Session, а в 1905 году открывает знаменитую Нью-Йоркскую галерею «291» . В галерее экспонируются не только работы фотографов, но и полотна А. Матисса, О. Ренуара, П. Сезанна, Э. Мане и других художников. В результате изменяется отношение публики и критики к фотографии - её начинают воспринимать как самостоятельный вид изобразительного искусства.

Альфред Стиглиц 1907
Альфред Стиглиц 1902
Ну а что же можно сказать о наших фотохудожниках? Как ни странно, но на этот раз Киев оказался «впереди планеты всей» (пардон, России). Наиболее видным проводником пикториализма в Российской империи стал киевлянин Н.А. Петров. В 1890-х годах он учился в Европе, где и произошло его знакомство с новомодным течением в фотоискусстве. Вскоре после возвращения на родину Петров возглавил Киевское фотообщество «Дагер» и в начале XX века организовал международную фотовыставку, на которой были представлены не только фотоработы европейских пиктореалистов, но и работы украинских фотохудожников. Интерес к пикториальной фотографии продержался до Первой Мировой войны.

Николай Петров 1910

В двадцатые годы прошлого века на гребне второй волны массового увлечения пикториализмом снова проявился интерес к «живописной фотографии». Появилось много литературы, в которой рассматривались технические стороны жанра и давались рекомендации по конструированию мягкорисующих «пикториальных» объективов. Потом снова спад, и фотографы, начинавшие как пикториалисты, переключались на «композиционно-ракурсные эксперименты». Ну и так далее.

Жан Дьезд. 1955.
Что тут говорить? Всемирный закон развития и эволюции. За каждым спадом обязательно следует подъём. Ну а с нынешним развитием фотографии, когда она превратилась в стиль жизни, эти подъёмы и спады прослеживаются очень хорошо. Как мутации у мушки-дроздофиллы :)

С развитием цифрових технологий такая «отдушина» для творческого развития фотографа , как пикториальная фотография, просто не может не привлечь творческого человека.

И, несмотря на то, что до настоящего времени энтузиасты этого жанра продолжают конструировать самодельные объективы и светофильтры, и устанавливать их на цифровые камеры, редакторы изображений также не стоят в сторонке , и никто не мешает Вам проводить «цифровые эксперименты». Но, все-таки, настоящая «пикториальная фотография» получается без применения значительной цифровой обработки. И поверьте мне, старому фотографу, творческий зуд вещь очень заразная и не лечится. Ну, а если Вы все же заболели этой странной болезнью, то не пытайтесь бороться. Лучше расслабьтесь и получите удовольствие:)

Photonews Post по материалам книги Валерия Пичко «Практическая энциклопедия фотографа»
_______________________________________________________

Если Вам понравилась статья, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!